Новости
/ «АТОМЭКСПО-2019» и общественный экологический контроль в атомной отрасли

«АТОМЭКСПО-2019» и общественный экологический контроль в атомной отрасли

06
мая
2019
«АТОМЭКСПО-2019»  и общественный экологический контроль в атомной отрасли

В рамках пленарного заседания XVII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты», которое состоялось 25 апреля 2019г. на площадке Челябинского филиала РАНХиГС, ряд спикеров затронули очень актуальную для регионов России тему, посвященную обеспечению ядерной и радиационной безопасности россиян.

В частности, зам. директора по научной работе Нечаева Светлана рассказала о прошедшем 15-16 апреля 2019г. в Сочи XI Международном форуме «АТОМЭКСПО-2019», участие в котором приняла сама, как общественный эксперт, а также более 3600 делегатов, из 74 стран, свыше 1,6 тысячи представителей из разных регионов мира.

 При подготовке «АТОМЭКСПО-2019» был сформирован Международный программный комитет, в состав которого вошли генеральный директор Агентства по атомной энергии Организации экономического и социального развития Уильям Мэгвуд, предыдущий руководитель данного Агентства Луис Эчаварри, генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации Агнета Ризинг, бывший председатель ВАО АЭС Жак Регальдо и другие профессионалы с мировой известностью.

Иллюстрацией девиза «АТОМЭКСПО-2019»: "Ядерные технологии для лучшей жизни" стал тот факт, что практически во всех докладах Форума подчеркивалась мысль, что мирный атом связан практически со всеми целями устойчивого развития, обозначенными государствами – членами ООН 25 сентября 2015 года. Напомним основные цели в области устойчивого развития:

 1.jpg

Подтверждая данный тезис, первый заместитель руководителя администрации президента РФ, председатель наблюдательного совета "Росатома" Сергей Кириенко открывая «АТОМЭКСПО-2019» отметил, что «наряду с атомной энергетикой развивается и область неэнергетического применения ядерных и радиационных технологий[1]», в таких сферах как:

·        космос;

·        образование и наука;

·        медицина и технологии бережливой поликлиники;

·        сельское хозяйство: повышение урожайности и эффективное сохранение урожая;

·        управление «умными городами»;

·        новые технологии в сфере безопасности;

·        машиностроение и транспорт;

·        ветроэнергетика - строительство ветроэлектростанций;

·        малая генерация - строительство дополнительных источников электроэнергии компактных размеров или мобильной конструкции в непосредственной близости от потребителей;

·        освоение арктических территорий, т.к. Росатом наделен полномочиями оператора развития Северного морского пути;

·         переработка различных отходов, не только ядерных («Росатом» планируется федеральным оператором по обращению с отходами первых двух классов опасности,[2] соответствующие поправки в законодательство РФ подготовило Минприроды РФ).

В целом вопросы Экологической безопасности стали одной из ключевых тем «АТОМЭКСПО-2019». В частности, 15 апреля один из первых круглых столов в рамках Форума прошел по теме: «Ответственный подход к экологии и природным ресурсам», а также в течение дня состоялся Брифинг «Общественный экологический контроль в атомной отрасли – достижима ли цель?», в котором приняли участие:

·        Никитин Александр Константинович, генеральный директор ООО «Эколого-правовой центр «Беллона», член Общественного совета Госкорпорации «Росатом»;

·        Шарафутдинов Руслан Аглямович, директор Института экологии и географии Сибирского федерального университета, к.г.н.;

·        Филипп Пишери,         Председатель департаментского совета, председатель местной информационной комиссии по объектам использования атомной энергии (департамент Об, Франция);

·        Горчаков Дмитрий Анатольевич, блогер, сотрудник НПП «Эксорб», а также соавтор данной статьи,

·        Нечаева Светлана Владимировна, зам. директора по научной работе Челябинского филиала РАНХиГС, к.и.н., доцент.

Участники брифинга заявили, что гражданское общество, особенно в регионах и на территориях расположения предприятий атомной отрасли, стремится реализовать свое право на общественный контроль в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Как российские эксперты, так и зарубежные уверены, что мнение жителей территорий размещения атомных объектов не может ни учитываться, так как оказывает влияние на экономические параметры проектов. В частности, Филипп Пишери презентовал опыт Франции по включенности общественности в обсуждение ключевых вопросов развития атомной отрасли, создания новых объектов и эксплуатации уже существующих.

В России же современный процесс общественного контроля в атомной отрасли развивается в рамках отдельных инициатив в регионах и в некоторых организациях Росатома, которые не могут не взаимодействовать с общественностью в силу стоящих перед ними задач. Наиболее востребованными формами общественного контроля в настоящее время являются общественные мониторинги, слушания и обсуждения[3].

Для создания реально действующей системы общественного контроля в атомной отрасли, по мнению участника брифинга, члена Общественного совета Госкорпорации «Росатом», Александра Никитина можно рекомендовать следующие шаги:

·        Росатому принять Положение об общественном контроле в атомной отрасли, в котором адаптировать требования федеральных законов и других нормативных актов, учитывая специфику атомной отрасли, а также предусмотреть лучшие практики тех международных норм (например, Орхусской конвенции), которым Росатом следует при строительстве объектов за рубежом.

·        Определить региональные вызовы, исходя из которых может возникать потребность и необходимость создания региональных субъектов общественного контроля (общественная экспертная комиссия, общественная инспекция, общественный совет, группа общественного контроля и т. д.)[4].

Другие участники брифинга поделились своим опытом гражданского участия. Например, Нечаева Светлана рассказала о подготовке общественных лидеров и мониторинге социально-психологического климата на территориях, подвергшихся радиационному воздействию в УрФО, который Челябинского филиала РАНХиГС реализует более 20 лет.

В целом, Росатом в последние годы уделяет серьезное внимание налаживанию диалога с общественностью, и данный брифинг стал очередным событием в череде круглых столов и дискуссий по проблеме формирования института общественных экологических инспекторов в регионах расположения объектов атомной отрасли, состоявшихся уже в 2019 году: 13 марта в г. Челябинске; 8 апреля в Санкт-Петербурге; 11 апреля в Кургане; 23 апреля в Красноярске и др.

Далеко не на все вопросы эксперты нашли ответы:

·        Через какие каналы общественному экологическому инспектору получить достоверную информацию на территории закрытых городов и тем более объектах атомной отрасли?

·        Каким должен быть уровень знаний общественного инспектора?

·        Надо ли контролировать только технологические процессы или, в том числе, расходование бюджетных средств, выделенных на обеспечение безопасности?

Но в одном участники брифинга сошлись однозначно – для достижения общественного согласия следует продолжать диалог различных институтов гражданского общества с монополистом, в лице «Росатома», для достижения консенсуса в формах общественного контроля деятельности госкорпорации.

Для реализации данных планов была создана рабочая группа, первыми из задач которой, поставлены ознакомление с международным опытом в сфере общественного контроля, и доработка проекта Положения об общественном контроле в атомной отрасли. Данное Положение призвано установить правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и её организаций.

Помимо отношений с общественностью еще одной актуальной темой форума стало обсуждение пост-фукусимских реалий. Тем более, что автор статьи, Нечаева Светлана, житель Челябинской области, на территории которой расположены три ЗАТО с объектами атомной отрасли, на себе ощутила серьезные подземные толчки 5 сентября 2018г. и трагедия Фукусимы мне больше не кажется виртуальной.

В ходе докладов и презентации материалов выставки неоднократно звучало заверение, что последствия аварии на разрушенной землетрясением и цунами АЭС Фукусима-1, послужили толчком к масштабной переоценке параметров безопасности на всех европейских атомных станциях и опасаться фактически нечего.

Стресс-тесты, разработанные экспертной группой Евросоюза, должны были проверить способность АЭС выдержать экстремальные природные события и их возможные комбинации, а в сентябре того же года МАГАТЭ одобрило план действий по повышению безопасности АЭС с учетом извлеченных из японской аварии уроков. Результатом этих рекомендаций стала проводимая в России национальная программа по реализации Плана действий МАГАТЭ.

Весной 2011 года российское надзорное ведомство Ростехнадзор провело внеплановую проверку десяти действующих в стране АЭС – подробные результаты которой, впрочем, остаются необнародованными. За этим последовали стресс-тесты АЭС, формат которых был разработан Ростехнадзором с учетом европейской методики. Сами стресс-тесты, однако, были проведены без участия независимых европейских экспертов. Итоги этой работы были представлены в Национальном докладе РФ[5].

В программе Форума был предусмотрен доклад японских коллег на тему: «Фукусима сегодня», в котором прозвучал анализ проделанной работы по реабилитации территорий, а также оценка перспектив ввода данных районов страны в хозяйственный оборот.

Из оптимистичных реляций докладчиков Форума вывод напрашивался однозначный – кризис атомной отрасли миновал, что подтверждают и цифры, приведенные Сергеем Кириенко, который аттестовал прошедший год как успешный для атомной энергетики. В частности, "В 2018 году в мире было запущено 10 ГВт новых атомных мощностей. Мы гордимся тем, что 40% из этих пусков были обеспечены "Росатомом" в России и в других странах вместе с нашими партнёрами»[6].

Закончить заметку хочу комплиментом организаторам «АТОМЭКСПО-2019»! Форум был проведен на таком высочайшем интеллектуальном и организационном уровне, я как зам. по науке сама организую конференции и понимаю каких усилий стоит наладить логистику таким образом, чтобы более 4000 человек (3600 участников, волонтеры, организаторы, представители СМИ и др.) получили максимум информации и при этом практически не мешали друг другу (я ни одной минуты не стояла в очереди ни где, ни в гардеробе, ни чтобы выпить кофе, войти – выйти из помещений, в которых проводились круглые столы и др. нюансы), что начинаешь понимать, почему именно Росатому руководство нашей страны доверяет стать оператором в той или иной неядерной сфере. Конечно, можно предположить, что было задействовано солидное финансирование – да, но это, как показывает практика, не всегда залог успеха крупного мероприятия!

Нечаева С.В.

 

 

[1] http://2019.atomexpo.ru/pages/privetstvennoe_slovo_s_v_kirienko

[2] К промышленных отходам первого класса опасности относятся те, которые наносят природе непоправимый ущерб, а к отходам второго класса - такие отходы, после которых окружающая среда "приходит в себя" в течение десятков лет. В общей сложности к отходам I и II класса относят порядка 700 веществ. После их переработки они переходят в разряд безопасных.

 [3] А.К.Никитин Атомная отрасль и общественный контроль (история вопроса, правовое регулирование, современная ситуация и перспективы) С.6

http://osatom.ru/mediafiles/u/files/Public_Control/2018.08.23_Nikitin_A.K._Obshhestvennyj_kontrol_v_AO.pdf

[4] Там же. С.9

[5] «Беллона» проанализировала результаты пост-фукусимских стресс-тестов российских АЭС http://www.atomic-energy.ru/news/2014/02/21/46833?page=1 (дата обращения 25.04.2019)

[6] Кириенко: сомнения в будущем атомной энергетики рассеялись. (Дата обращения 15.04.2019). https://www.interfax.by/news/world/1257291


Дата:  06.05.2019

<<

Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Схема расположения корпусов
ПРИЕМНАЯ ДИРЕКТОРА

Телефон/ Факс:+7 351 771-35-00
E-mail:director@chel.ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

Телефон:
+7 351 214-52-00
+7 351 771-21-10
E-mail:in@chel.ranepa.ru
ПРЕСС-СЛУЖБА

Телефон:+ 7 351 243-09-70
E-mail:pressa@chel.ranepa.ru
Карта сайта